За свою многовековую историю мировая педагогическая практика прошла целый ряд испытаний. Одни оказывали пагубное влияние и тормозили переход к научному знанию. К их числу можно отнести, например, сильную зависимость от церкви в средние века. Другие же, наоборот, заставляли приспосабливаться к новым условиям и давали некий толчок для дальнейшего развития. Как раз таким и стал промышленный переворот XIX века. Он способствовал появлению на свет принципиально новых педагогических методик, среди которых можно выделить систему взаимного обучения, о которой мы сегодня и поговорим.
Кто это придумал?

Кто это придумал? Эндрю Белл
Для начала стоит обратить внимание на то, что система имеет не одного, а сразу двух авторов. Интересно, что изначально педагоги не были знакомы. Помимо этого они еще и жили на разных уголках планеты: в Англии и Индии. Хотя, напомню, что де-юре это были части одной империи.
Первым про взаимное обучение заговорил Эндрю Белл, занимавшийся просветительской деятельностью в Мадрасе.Он обратил внимание на то, что местные дети часто рисуют пальцами на песке. Педагог быстренько адаптировал эту идею под школьную программу. А затем предложил использовать в качестве учителей самых старательных учеников.

Кто это придумал? Джозеф Ланкастер
Несколькими годами позже подобную задумку воплотил в жизнь и Джозеф Ланкастер. Педагог часто проводил эксперименты в своей лондонской школе. В ходе одного из них, он решил поставить на место учителей учеников старших классов. В дальнейшем идея закрепилась, а ученики стали называться «мониторами».
Как развивалась система взаимного обучения?
Так зародился метод взаимного обучения, который в последствии превратился в целую систему. Ее суть заключалась в обучении младших учеников старшими. Сами уроки были довольно короткими, всего 20 минут. Для письма дети использовали грифельные доски. А для чтения картонные таблички, заменявшие им книги. Текст на них писался большим шрифтом, чтобы сразу несколько учеников могли его рассмотреть.
В 1820-е число сторонников взаимного обучения стремительно растет, а с ним растут и вклады. Вопрос всеобщего доступного образования наконец-то выводится на новый уровень.Теперь об этом говорили, и говорили громко! Ланкастерские школы распространяются по всей Англии, а сама система начинает применяться далеко за ее пределами. За 15 лет такие учреждения были открыты в Вашингтоне и Сиднее, на мысе Доброй Надежды и в Москве. Благодаря им более 100 000 детей получили начальное образование.

Как развивалась система взаимного обучения
с удаленными клиентами по другой специальности,
регистрируйтесь и работайте на Icall.ru!
Однако не сложно заметить, что наибольший успех данный метод имел только в тех странах, где вызрели соответствующие для этого условия. Я имею ввиду высокий экономический и общекультурный уровень. Таким образом, в Российской Империи и Латинской Америке, несмотря на все попытки, от взаимного обучения отказались.
В дальнейшем Белл посвящает себя работе с детьми и церкви. Он много путешествует по миру, читает лекции, способствует открытию новых школ. В отличие от своего коллеги, Белл ведет скромный образ жизни. Ланкастер же расточительствует деньги из «общества школ взаимного обучения» и попадает в долги. Затем он теряет расположение короля и остаток своих дней проводит в бедности.
Несмотря на непростые судьбы главных героев, стоит еще раз отметить их педагогический успех. Каждый из авторов внес свою лепту в развитие Белл-Ланкастерской методики. Первый заложил основу и придумал сами способы обучения. Второму же удалось упорядочить все знания и превратить их в систему, которая на протяжении полувека исправно работала и проносила пользу.
Но не стоит забывать, что создавалась она под давлением обстоятельств. В ходе промышленного переворота стране массово понадобились рабочие, умеющие писать и читать. А вот для подготовки узкоспециализированных кадров система уже не подходила. Поэтому довольно быстро о ней начали забывать.
Взаимное обучение сегодня
Так почему же я заговорила о ней сегодня? Все очень просто. Помнится, что все новое – это хорошо забытое старое. А потому не стоит списывать систему взаимного обучения со счетов. Предлагаю вам взять эту идею на заметку и обязательно провести подобную практику на своем занятии.

Взаимное обучение сегодня
Но зачем же обращаться к столь устаревшей методике? Ну во-первых, наблюдая за тем, как ваш ученик излагает тему, вы сможете понять в каких моментах он хорош, а в каких плавает. Во-вторых, метод помогает структурировать весь изученный материал. В-третьих, развивает коммуникативные способности. Кроме того, он отлично подходит как для классных уроков, так и для индивидуальных занятий. Не стоит забывать и о социальном факторе. Вовлекая ребенка в обучающий процесс таким образом вы даете ему важную роль, а с ней и большую ответственность.
Да, конечно, применять взаимное обучение в наши дни нужно с осторожностью. Так, оно вряд ли подойдет для изучения новой темы. Лучше использовать его для проверки домашнего задания. Сами уроки не должны носить систематический характер и проводиться чаще, чем раз в месяц. Важно помнить, что, в XIX эта система была необходимостью. В это время на заводы требовались рабочие хотя бы с базовыми знаниями. К тому же работяги не знали, с кем оставить своих детей. Да и учителей вечно не хватало. Теперь же она является лишь элементом свободной программы для развития определенных навыков и способностей.
Таким образом, идея, появившаяся на свет более двухсот лет назад, остается актуальной сегодня. Возможно в переработанном виде, возможно совсем с другими целями, но она определено стоит вашего внимания.
О том, считаете ли вы уместным использование подобных практик на своих занятиях, пишите в комментарии. А также заходите на наш телеграмм канал и подписывайтесь на Яндекс Дзен.
#Белл-Ланкастерскаясистема #системавзаимногообучения #заработокнаicall.ru #дополнительныезанятия #репетиторнаicall.ru #работаicall.ru